5.6. Двигатель внутреннего сгорания
Тепловой двигатель — это периодически действующее устройство, в котором тепловая энергия преобразуется в механическую работу. |
Тепловые двигатели разнообразны по конструкции и назначению. К ним относятся паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели и т. д. (см. рис. 5.9).
Рис. 5.9. Тепловые двигатели: 1 — паровая машина; 2 — двигатель внутреннего сгорания; 3 — газовая турбина; 4 — ракетный двигатель
Несмотря на многообразие, в основе практически всех тепловых двигателей лежит общий принцип — принцип циклического действия. Основными частями любого теплового двигателя являются: нагреватель, рабочее тело и холодильник.
Рассмотрим в качестве примера работу четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. В этом двигателе высокая температура достигается за счет сгорания рабочей смеси (бензина с воздухом) внутри цилиндра двигателя; воспламенение смеси происходит с помощью искрового зажигания. Перечислим основные стадии работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания:
-
смесь воздуха с бензином засасывается в цилиндр при движении поршня вниз;
-
поршень движется вверх и сжимает газ;
-
искра свечи воспламеняет смесь воздуха с бензином, при этом резко возрастает температура смеси;
-
газы, находящиеся при высокой температуре и давлении, расширяются, перемещая поршень вниз (рабочий ход двигателя);
-
отработанные газы выбрасываются через выпускной клапан в выхлопную трубу, затем весь цикл повторяется.
Работа четырехтактного двигателя внутреннего сгорания показана на рис. 5.10.
Рис. 5.10. Работа четырехтактного двигателя внутреннего сгорания
Рассмотрим идеализированный процесс (цикл Отто), близкий к используемому в четырехтактном двигателе внутреннего сгорания. Цикл Отто изображен на рис. 5.11.
Рис. 5.11. Идеализированный цикл четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (цикл Отто)
Как обычно, термодинамические параметры имеют индексом номер соответствующей точки на рисунке (в данном случае надо будет помнить, что V3 = V2; V4 = V1).
Изобара А-1. Первый такт цикла. Вследствие движения поршня в цилиндр всасывается горючее. Приближенно можно считать, что это происходит при атмосферном давлении p1. Объем увеличивается от V1 до V2.
Адиабата 1-2. Второй такт цикла. Теплообмена со средой нет. Поршень движется в обратном направлении, адиабатно сжимая смесь от объема V1 до объема V2. При этом повышается давление, и температура растет от Т1 до Т2. Связь температур и объемов в начале и конце адиабатной части цикла дается соотношением
|
|
(1) |
Изохора 2-3. Начало третьего такта. Под действием электрической искры горючая смесь взрывается: давление почти мгновенно возрастает до значения р3, а объем еще не успевает измениться. Температура растет от T2 до Т3 за счет тепла, выделенного при взрыве. Работа не производится, а количество полученного тепла выражается формулой
|
(2) |
Адиабата 3-4. Продолжение третьего такта. Теплообмена со средой нет. Газ адиабатно расширяется до максимального объема цилиндра V1, падают температура и давление. Связь температур и объемов в начале и конце адиабаты дается уравнением
|
|
(3) |
Изохора 4-l. Конец третьего такта. Открывается клапан, давление падает до атмосферного при постоянном объеме. Температура также падает до значения Т1.
|
(4) |
Изобара 1-А. Четвертый такт. Поршень выталкивает из цилиндра отработанные газы, система возвращается в начальное состояние. Поскольку участок А-1 проходится дважды в разных направлениях, соответствующие вклады в работу и в теплоту сокращаются и могут не приниматься во внимание.
Таким образом, получаем для КПД цикла
|
(5) |
Из уравнений (1), (3) следует равенство отношений
откуда находим
|
(6) |
Подставляя (6) в (5), приходим к окончательному выражению для КПД цикла
|
(7) |
Оно получилось очень похожим на формулу для КПД цикла Карно, но обратим внимание, что максимальной температурой здесь является температура в точке 3 (Тmах = Т3), а минимальной - температура в точке 1 (Tmin = T1). Поэтому КПД цикла Карно, работающего между такими температурами, равнялся бы
Разность этих двух выражений отлична от нуля:
|
(8) |
поскольку Т4 > T1. Мы воочию убедились, что КПД рассмотренного цикла меньше КПД цикла Карно. Заметим также, что КПД цикла Отто можно выразить через отношение объемов:
|
|
(9) |
Величина V1/V2 называется сжатием. Получается, что КПД рассмотренного цикла определяется только величиной сжатия горючей смеси и показателем адиабаты.
Дополнительная информация
http://www.plib.ru/library/book/14222.html — Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике, Наука, 1977 г. —
стр. 170–172 — приводятся циклы действующих тепловых двигателей и газовых турбин;
http://experiment.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12329 — Демонстрация принципа работы автомобильного двигателя с помощью банки от растворимого кофе;
http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/physics/thermodynamics.htm — Я. де Бур Введение в молекулярную физику и термодинамику, Изд. ИЛ, 1962 г. — стр. 169–173, ч. 2, гл. 2, § 6: приводятся принципиальные схемы тепловых машин Стирлинга — паровозного двигателя на воде и паре и схема холодильной машины.