ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Эта книга по физике для школьников – и не учебник, и не задачник, а что-то среднее между ними. Все основные определения и законы физики мы старались вводить здесь на примере обсуждения простейших задач, а затем иллюстрировали их применение на различных примерах. Нам кажется, что изучать физику нужно именно так. Ведь нельзя «выучить теорию», не решая задачи, поскольку любой физический закон это не только (и даже не столько) формула, сколько логика исследования тех или иных явлений. И «почувствовать» эту логику, а также характерные масштабы явлений и порядки величин можно, только применяя законы в различных ситуациях. С другой стороны, без знания законов физики, определенного фактического материала невозможно решать задачи, поскольку человечество потратило годы, десятилетия (а иногда и столетия), чтобы сформулировать законы физики, и, мягко говоря, маловероятно, что вы вот так возьмете и откроете их заново. Поэтому изучать теорию и решать задачи нужно одновременно.
Так как же решают задачи по физике? Чтобы решать задачи по физике их нужно решать. Пробовать, работать, сомневаться. Еще раз изучать законы и снова пробовать. А вообще, все советы по решениям являются конкретными и касаются тех разделов физики, которые рассматриваются в данной задаче. Тем не менее, несколько общих рекомендаций можно сформулировать. При решении физических задач полезно придерживаться определенного порядка действий.
1. Прочтите условие. Внимательно прочтите условие. Перескажите его «своими словами» и «своими же словами» сформулируйте вопрос задачи. Если вам это поможет, выпишите все данные задачи (слева ли, справа, снизу или сверху – не важно).
2. Начертите чертеж, причем постарайтесь сделать это в правильном масштабе: на чертеже кубы должны быть похожи на кубы, сферы на сферы, наклонные плоскости на наклонные плоскости. «Функционально» хороший чертеж поможет решить задачу, плохой – помешает. На чертеже приведите все данные условия, чтобы они были у вас «перед глазами».