ГЛАВА 12. ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА
2. Затем нужно разобраться с взаимодействиями данного тела и понять, какие силы на него действуют. При этом нужно использовать стандартную ньютоновскую логику: силы — это результат взаимодействия данного тела с другими телами. И важно сразу понять, какая (или какие) из действующих сил является центростремительной — это может помочь при определении направлений сил. И, конечно, помните, что никаких дополнительных сил кроме реальных взаимодействий данного тела с другими телами возникать не будет (типа «центростремительной» или «центробежной» сил в примере 12.5).
3. Затем нужно использовать второй закон Ньютона для тела. Лучше всего написать этот закон в векторном виде, включив в него все действующие на тело силы, а затем спроецировать векторный закон на ось, направленную к центру окружности (в некоторых случаях проекция второго закона Ньютона на перпендикулярную ось не нужна, в некоторых — без нее не обойтись).
4. И, наконец, во втором законе Ньютона необходимо учесть, что вектор ускорения тела направлен к центру окружности и выражается через кинематические характеристики движения (скорость и радиус окружности). В результате мы и получаем связи между кинематическими и динамическими параметрами. В некоторых задачах эта связь является искомым результатом, в некоторых — ее необходимо дополнять другими условиями (используя, например, энергетические соображения).
Если в задаче рассматривается кинематика вращательного движения, то, как правило, достаточно знания определения угловой скорости (связи угловой скорости с периодом) и связи угловой и линейной скорости тела. И имейте в виду, что в ЕГЭ школьникам достаточно часто предлагаются задачи на вращательное движение — чаще в раздел А, но были такие задачи и в разделах В и С.