Задание 4.5
Прочитайте публицистическую статью из «Независимой газеты», в которой обсуждается вопрос о необходимости среднего образования. На основе этого текста напишите по одному абзацу на тему необходимости высшего (среднего) образования для разной аудитории:
1) запись в блоге или высказывание на форуме, посвященном образованию;
2) раздел эссе или реферата на тему образования по общегуманитарному курсу обществоведения, истории или социологии);
3) письменный ответ на вопрос анкеты для выпускников школ: «На какой тип образования школа должна ориентировать учеников?». (Предполагаем, что анкетирование проводится районным отделом образования и руководством школы, в которой вы учились).
Наше общество периодически интересуется образованием: весной его накрывает весеннее обострение, связанное с окончанием учебного года и сдачей ЕГЭ, осенью в очередной раз обсуждаются итоги приемной кампании в вузы. Основные вопросы в это время: нужно ли нам столько высшего образования и почему вся молодежь устремляется в вузы и не хочет работать руками?
<...> С 2008 года, когда в России в вузах училось 7,5 млн студентов, их численность упала более чем на треть в силу демографических причин: в 2017 году студентов высших учебных заведений насчитывается около 4,6 млн. Если сравнивать со студенчеством США, то там в настоящее время численность студентов в третичном образовании дошла почти до 20 млн, при этом 1 млн — это иностранцы. Доля студенчества в населении Соединенных Штатов составляет 6,3%. В России, если считать со студентами, которые учатся в системе среднего специального образования (СПО) на специалиста среднего звена, 4,7%. Если брать только высшее образование — то 3,2%. <... >
В том, чтобы сократить высшее образование, почему-то видят чуть ли не панацею нашей экономики: начнем выпускать больше молодежи с хорошим средним специальным образованием, и тогда производительность труда вырастет, производство обновится и все наладится.
При этом как-то забывается, что среднее профессиональное образование сегодня — это подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена. Начальное профобразование (подготовку рабочих кадров на базе 9-класс- ного школьного образования) упразднили в 2014 году, поскольку работодатели не хотели брать на работу молодых людей, с которыми не справилась школа, отправив их в пресловутые ПТУ, и которые в массе своей после окончания учебного заведения должны были идти в армию (2/3 учащихся в организациях начального профобразования были юношами). Теперь туже подготовку перелицевали, назвав средним профессиональным образованием, но суть-то не изменилась.
<...>Если сейчас сократить прием в вузы и переправить поток в среднее профессиональное образование, то экономика не заколосится, поскольку современному предприятию молодежь 18—19 лет не нужна: если оно современное, то оборудование у него сложное, дорогое и отдать его в руки молодых людей, которые еще не достигли социальной зрелости, работодатель не рискнет. А на старые предприятия с низкой зарплатой и плохими условиями труда современная молодежь сама не пойдет: они не отвечают ее представлениям о достойной жизни
Вот и получаем: современным предприятиям не нужна молодежь до 20—22 лет, а современной молодежи 18—19 лет не нужны устаревшие предприятия, куда их только и готовы брать. Поэтому устремленность молодежи в вузы — она отнюдь не от желания ничего не делать, сидеть в чистом офисе и получать большие деньги. Эта молодежь, как ни странно, хочет хорошо работать и хорошо зарабатывать. Но для этого требуется другой рынок труда и другая экономика.
<...> Таким образом, никакого «перепроизводства» студентов у нас пока нет. Если оно и ощущается, то только по отношению к нашей не очень эффективной экономике. Если ее перестраивать, диверсифицировать, о чем так много говорят в последнее время, то молодежи с высшим образованием может и не хватить.